Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Последствия продажи розничного товара ненадлежащего качества

Все предметыГражданское право. Специальная часть


Выполним работу на заказ
 


 

По общему правилу, в случае приобретения некачественных товаров покупатель вправе по своему выбору предъявить розничному продавцу следующие требования:

  • 1. Потребовать замены товара.
  • 2. Потребовать соразмерного уменьшения суммы покупной цены.
  • 3. Незамедлительного безвозмездного устранения недостатков.
  • 4. Вправе отказаться от договора и потребовать возврата суммы покупной цены.

Все эти требования основаны на нормах ст.503 ГК и п.1 абз. 1 ст.18 ЗоЗПП. Различия между положениями ст.475 ГК и ст.503 ГК и ст.18 ЗоЗПП состоят в следующем:

  • 1. Любое из этих требований покупатель вправе предъявить независимо оттого, являются ли недостатки обычными или существенными.
  • 2. Выполнение продавцом отдельных требований розничного покупателя должно осуществляться не в разумный срок, а в пределах тех сроков, которые установлены ст.20-22 ЗоЗПП.
  • 3. Право покупателя отказаться от договора и потребовать возврата суммы покупной цены также является универсальным и может быть применено в любом случае независимо от характера недостатков.
  • 4. Правила ст.503 ГК и ст.18 ЗоЗПП предоставляет покупателю дополнительные преимущества: возврат товара осуществляется за счет розничного продавца; покупатель не обязан возмещать продавцу ту сумму, на которую понизилась стоимость товара при его возврате в результате его полного или частичного использования или потери товарного вида.

Нормы ст.18 ЗоЗПП в целом воспроизводят ст.503 ГК, но следующими дополнениями:

  • 1. В случае устранения недостатков товара течение гарантийного срок на него приостанавливается на весь тот период, в течение которого товар не использовался, этот период исчисляется со дня обращения покупателя с соответствующим требованием и до дня выдачи товара по окончании восстановительного ремонта. При выдачи товара после ремонта продавец обязан в письменной форме предоставить покупателю информацию, содержащую следующие сведения: дата обращения; дата передачи товара для устранения недостатков; период устранения с описанием; сведения об использованных запчастях; дата выдачи товара.
  • 2. При устранении недостатков посредством замены комплектующих, на которое изготовителем были установлены гарантийные сроки, на замененные части товара продавец обязан установить новый гарантийный срок той же самой продолжительности.
  • 3. В отношении технически сложных товаров абз 4 п.1 ст.18 ЗоЗПП устанавливает специальное правило, при соблюдении которого покупатель может потребовать либо замены товара, либо отказаться от договора и потребовать возврата суммы покупной цены. Суть правила: речь идет об обнаружении в таком товаре обычных недостатков, устранимых, эти требования покупатель может заявить только в течение 15 дней с момента передачи ему такого товара.

Если этот срок пропущен, то покупатель может предъявить вышеуказанные требования только в одном из случаев:

  • - выявленные недостатки являются существенными;
  • - если розничный продавец нарушил установленные ст.20 ЗоЗПП сроки удовлетворения требований покупателя по устранению недостатков;
  • - «перманентый», непрерывный гарантийный ремонт – покупатель не может использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения различных недостатков;
  • - перечень технически сложных товаров устанавливается Постановлением Правительства №577 от 19.05.98